Александр Викторович Черников, практикующий психотерапевт, кандидат психологических наук, член правления Общества семейных консультантов и психотерапевтов.
Дружба детей в семье, определяется множеством факторов. После появления на свет следующего ребенка особенно важны первые годы. Многие братья и сестры охотно помогают родителям заботиться о новых членах семьи. Старшие дети играют с младшим, присматривают за ним, кормят его и меняют пеленки. С другой стороны, рождение младшего ребенка у старших детей часто вызывает дистресс. И особенно он силен, когда разница в возрасте между ними и новорожденным менее 3 лет. В попытках вернуть внимание родителей старшие дети могут замкнуться в себе или наоборот, начать вести себя слишком по-детски. Зависть, агрессия и повышенная встревоженность — обычные для детей дошкольного возраста реакции на появление соперника.
Рождение второго ребенка для большинства первенцев полной неожиданностью не является. Дети наблюдательны и любопытны, и изменения фигуры матери не остаются для них незамеченными. Они видят приготовления к появлению малыша, и рано или поздно своими расспросами вынуждают родителей раскрыть суть происходящего.
Как правило, дети хотят, чтобы в их семье был малыш. Первенцы часто просят родителей «купить» им братика или сестричку, и желание их вполне понятно. Они нуждаются не только в родительском покровительстве, но и в партнерах по играм и развлечениям. Кроме того, рождение малыша сулит им любопытную возможность попробовать себя в роли опекуна и наставника по отношению к младшему. Малыш в детском воображении развит значительно больше, чем на самом деле. Обычно дети считают, что он умеет разговаривать и ходить или, по меньшей мере, ползать.
Как же подготовить старшего ребенка к появлению малыша. Обязательно нужно объяснить первенцу, что новорожденный сначала будет беспомощным, требующим больше внимания и заботы со стороны всех членов семьи. И только потом они постепенно подружатся и смогут играть вместе. Такой разговор необходим, чтобы поддержать позитивное эмоциональное отношение к новорожденному, — не к тому, вымышленному, возникающему в голове у ребенка, а к тому, каким младенец будет в действительности. Очень важно не перестараться при описании достоинств будущего члена семьи и быть искренним с ребенком до конца — это поможет избежать разочарований.
Другая крайность заключается в том, что, желая не обременять своих первенцев, родители могут полностью отстранить их от забот о новоявленном члене семьи. На самом деле, если это не превращается принудительную обязанность, детям даже нравится присматривать за малышами и опекать их, поскольку при этом они чувствуют себя взрослее и ответственнее. Представляя себя в роли родителей, они получают большое моральное удовлетворение.
Увеличение семьи, тем не менее, для старших детей связано не только с приятными перспективами. Их положение в семье существенно меняется, т. к. большая доля внимания родителей сосредотачивается на младшем — тому нужен постоянный уход. Мать часто испытывает переутомление, недостаток сна и в такой ситуации не всегда способна в полной мере откликаться на потребности старшего ребенка. Положение улучшается, только когда с появлением следующего ребенка больше внимания старшему начинают уделять отцы.
Чтобы помочь старшему ребенку привыкнуть к новой ситуации, родители должны сохранять те формы общения, к которым он привык и которые ему нравятся: привычные игры, чтение на ночь сказок, материнские объятия и т. д. Также взрослым следует воздерживаться от частого и чрезмерного восхищения малышом в присутствии старшего. При рождении еще одного ребенка старшие дети любыми средствами стараются вернуть прежний эмоциональный контакт с родителями и восстановить собственную значимость в семье. Нередко старший начинает вести себя подобно младенцу: снова становится плаксивым, неряшливым и иногда даже перестает пользоваться горшком. Пытаясь вернуть утерянное внимание, он как бы запускает процесс своего развитии вспять. Вместо борьбы с таким поведением, родители могут благополучно его преодолеть в специальной игре, намеренно предоставляя ребенку возможность снова побыть младенцем.
Естественная для дошкольного возраста ролевая игра в «младенца» помогает дошкольнику лучше осмыслить произошедшие в семье перемены. Для этого матери потребуется 15-30 минут в день. Игра заключается в том, что мать ведет себя по отношению к старшему ребенку так, как-будто он снова стал младенцем. Ребенок подобно новорожденному вновь ощущает себя в центре материнских забот и внимания, и это помогает ему снизить остроту переживаемых им чувств обиды, зависти и негодования. В ходе игры мать может предложить ребенку притвориться маленьким и беспомощным младенцем, закутаться в пеленку, попить из бутылочки через соску, пососать ее и т. д. Игру можно начать с просмотра фотографий и видеозаписей, на которых ребенок увидит себя младенцем. Хорошо также предложить ребенку одну из тех игр, в которые с ним играли в младенчестве. Наилучший способ закончить игру – «усыпить младенца», мягко его укачивая и напевая ему колыбельную.
Для того чтобы игра в «младенца» стала эффективным средством преодоления ревности ребенка к младшему брату или сестре, необходимо определить для нее специальное время и не проводить в присутствии других членов семьи. Отец и другие близкие ребенку родственники могут поиграть с ним в эту игру отдельно. Играть с ребенком следует регулярно до тех пор, пока он не потеряет к ней интерес. Периодически говорите ребенку о том, что вам нравится с ним играть, поскольку, даже гордясь тем, какой он взрослый, вы скучаете по тому времени, когда он был маленьким. Проигрывая различные формы поведения малыша и имитируя его взаимодействие с окружающим миром, старший ребенок в такой игре постепенно разочаровывается и выбирает себе занятия, более соответствующие уровню его развития. Абсолютно естественно, что лежание завернутым в пеленку, хныканье, сосание воды из бутылочки не дают четырехлетнему ребенку такого удовлетворения как какая-нибудь подвижная игра или возня с конструкторным набором. Играть роль младенца родителям следует позволять ребенку только в отдельной игре и игнорировать его попытки вести себя так вне отведенного для этой игры времени. Это даст ему понять, что вне игры родители ожидают от него более зрелого поведения. В результате такой игры ребенок сможет лучше осознать, что когда-то и он являлся центром материнского внимания и получал от родителей все то, чем теперь пользуется его брат или сестра, и благодаря этому его чувство зависти по отношению к младшим существенно смягчается.
Черников А.В. Подготовка старшего ребенка к появлению в семье малыша. Метод доступа: