Этические принципы консультирования

В своей практической работе я придерживаюсь этических принципов консультирования.

1. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту.

Доброжелательность реализуется при внимательном и чутком отношении к клиенту.

Клиент во время приема должен чувствовать себя спокойно и комфортно. Доброжелательное отношение подразумевает не только соблюдение общепринятых норм поведения, но и умение внимательно слушать, оказывать поддержку, не оценивать, не осуждать, а стараться понять и помочь каждому, кто обращается за помощью.

2. Ориентация на нормы и ценности клиента.

Этот принцип подразумевает, что психолог должен ориентироваться не на социально принятые нормы и правила, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент. В процессе консультирования психологу важно понять, что значит то или иное событие для клиента. Компетентным в своей жизни может быть только сам клиент, психолог за него жить, думать, действовать не может. Психолог должен создать доверительное безопасное пространство для клиента, чтобы человек в процессе беседы мог быть искренним и открытым, иметь возможность говорить о себе правду.

3. Запрет давать советы.

Каким бы ни был профессиональный и жизненный опыт психолога, дать гарантированный совет другому человеку невозможно: жизнь каждого уникальна и неповторима. К тому же, советуя, психолог полностью берет на себя ответственность за происходящее. В такой ситуации психолог ставит себя в позицию «гуру», что наносит вред психологическому консультированию, приводит к тому, что у клиента, вместо активного стремления разобраться в своей жизни и изменить ее, формируется пассивное и поверхностное отношение к происходящему. При этом клиенту сложно увидеть свою роль в происходящих с ним событиях.

4. Анонимность и конфиденциальность.

Необходимым условием психологического консультирования является анонимность. Любая информация, сообщенная клиентом психологу, не может быть передана без его согласия ни в какие общественные или государственные организации, частным лицам, в том числе родственникам или друзьям. Человек имеет право на конфиденциальность при обращении к психологу и не разглашение его сокровенных мыслей. Уважение к личности человека следует соблюдать неукоснительно, независимо от возраста, национальности, вероисповедания, пола, профессии и пр.

5. Разграничение личных и профессиональных отношений.

Данный принцип запрещает психологу переходить с клиентами на дружеские отношения или пытаться оказать профессиональную помощь своим друзьям или близким родственникам. Установление личных отношений между психологом и клиентом приводит к тому, что они, как близкие люди, начинают удовлетворять те или иные потребности и желания друг друга, и консультант не может сохранить объективную и отстраненную позицию, необходимую для эффективного разрешения проблем клиента.

6. Включенность клиента в процесс консультирования.

Для того, чтобы процесс консультирования был эффективным, клиент должен чувствовать себя максимально включенным в беседу, ярко и эмоционально переживать все, что обсуждается с психологом. Только в том случае, если клиенту понятно и интересно все, что обсуждается, можно активно искать пути разрешения своей ситуации, переживать и анализировать ее.

Соблюдение этических принципов консультирования является залогом успешности профессиональной психологической помощи.