В своей практической работе я придерживаюсь этических принципов консультирования
1. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту.
Доброжелательнос
Клиент во время приема должен чувствовать себя спокойно и комфортно. Доброжелательное отношение подразумевает не только соблюдение общепринятых норм поведения, но и умение внимательно слушать, оказывать поддержку, не оценивать, не осуждать, а стараться понять и помочь каждому, кто обращается за помощью.
2. Ориентация на нормы и ценности клиента.
Этот принцип подразумевает, что психолог должен ориентироваться не на социально принятые нормы и правила, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент. В процессе консультирования психологу важно понять, что значит то или иное событие для клиента. Компетентным в своей жизни может быть только сам клиент, психолог за него жить, думать, действовать не может. Психолог должен создать доверительное безопасное пространство для клиента, чтобы человек в процессе беседы мог быть искренним и открытым, иметь возможность говорить о себе правду.
3. Запрет давать советы.
Каким бы ни был профессиональный и жизненный опыт психолога, дать гарантированный совет другому человеку невозможно: жизнь каждого уникальна и неповторима. К тому же, советуя, психолог полностью берет на себя ответственность за происходящее. В такой ситуации психолог ставит себя в позицию «гуру», что наносит вред психологическому консультированию
4. Анонимность и конфиденциальнос
Необходимым условием психологического консультирования является анонимность. Любая информация, сообщенная клиентом психологу, не может быть передана без его согласия ни в какие общественные или государственные организации, частным лицам, в том числе родственникам или друзьям. Человек имеет право на конфиденциальнос
5. Разграничение личных и профессиональных отношений.
Данный принцип запрещает психологу переходить с клиентами на дружеские отношения или пытаться оказать профессиональную помощь своим друзьям или близким родственникам. Установление личных отношений между психологом и клиентом приводит к тому, что они, как близкие люди, начинают удовлетворять те или иные потребности и желания друг друга, и консультант не может сохранить объективную и отстраненную позицию, необходимую для эффективного разрешения проблем клиента.
6. Включенность клиента в процесс консультирования
Для того, чтобы процесс консультирования был эффективным, клиент должен чувствовать себя максимально включенным в беседу, ярко и эмоционально переживать все, что обсуждается с психологом. Только в том случае, если клиенту понятно и интересно все, что обсуждается, можно активно искать пути разрешения своей ситуации, переживать и анализировать ее.
Соблюдение этических принципов консультирования является залогом успешности профессиональной психологической помощи.